Представленность психологических проблем безопасности в современной интернет-среде

В современном интернет-пространстве можно найти множество сайтов и площадок, на которых публикуются материалы по проблеме психологической безопасности. Чтобы определить подходы к отбору информации, на мой взгляд, сначала нужно попытаться структурировать эти сайты и площадки, выделив из общего массива несколько основных групп.

Пожалуй, самую большую группу составят сайты учебных заведений, образовательных организаций различного профиля (дошкольные образовательные организации, образовательные организации начального, основного и среднего общего образования, профессионального (колледжи и т.д.) и высшего (институты, университеты) образования), на которых, как правило, имеется особый раздел, посвящённый психологической безопасности образовательной среды.

Материалы, представленные на этих сайтах, имеют свою узконаправленную специфику, которая определяется, конечно, той целевой аудиторией или группой, которой эти материалы адресованы. Поскольку для меня, школьного психолога, актуальна в первую очередь психологическая безопасность школы (начальное, основное и среднее общее образование), то рассмотрим несколько примеров именно школьных сайтов, на которых имеются соответствующие разделы, посвящённые психологической безопасности образовательной среды.

Сделав соответствующий запрос в поисковике браузера и получив огромное количество ссылок для перехода, посетим (случайный выбор), например, интересующий нас раздел сайта МБОУ СОШ №4 г. Алейска (http://schoolnum4.edu22.info/vospitatelnaya-rabota/psikhologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoj-sredy ). Поскольку целевая аудитория школьного психолога – это учащиеся, их родители и педагоги, то на этом сайты мы ожидаемо увидим соответствующие подразделы, адресованные учащимся, родителям, педагогам.

Подход к отбору информации в данном случае будет задан должностной инструкцией школьного психолога, планами работы и другими нормативными документами. Это будут, например:

  • методические разработки и рекомендации по Предотвращению насилия в образовательных организациях (Информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций),
  • обеспечению психологической безопасности в ОУ, руководства по профилактике буллинга, суицида,
  • преодолению депрессии, памятки для оказания помощи ребёнку в кризисных ситуациях, советы психолога по подготовке к ВПР, экзаменам,
  • ссылки на соответствующие социальные ролики (по теме буллинга, как на этом сайте).
  • Кроме того, на подобных страницах мы можем найти Паспорт психологической безопасности, План работы педагога-психолога, а также другие нормативные документы по обеспечению психологической безопасности.

На других школьных сайтах, как, например, на сайте МБОУ «Школа №47» города Нижнего Новгорода  (https://school47nn.edusite.ru/p22aa1.html) есть информация о всероссийском телефоне доверия и советы и рекомендации по преодолению проблем, возникших из-за ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции:

Обобщая, можно сказать, что представленная на подобных сайтах информация задана потребностями в обеспечении психологической безопасности образовательного учреждения. Здесь в минимальной степени представлен творческий подход в подаче информации, – его, скорее, можно встретить на персональных сайтах школьных психологов, например:

  • Сайт педагога-психолога Студеновой Марины Александровны http://marinastudenowa.ucoz.ru/
  • Сайт практического психолога ГБОУ ЛНР «Ровеньковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» http://kulakovskaya.my1.ru/
  • Сайт школьного психолога Одинцовской СОШ 12 Селевиной Т.В http://selevinatv.ucoz.net/

Далее, необходимо выделить такую группу интернет-площадок, где публикуются материалы по психологическим вопросам безопасности, как аккаунты в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Телеграмм, Instagram и т.д.). Здесь мы встретим больше свободы и творчества в подборе и подаче информации, меньше, соответственно, формализма, чем на школьных сайтах. Насколько мне известно, среди коллег психологов подобные ресурсы пользуются популярностью, поскольку предоставляют большие возможности в поиске необходимой для работы педагога-психолога информации, книг, методических разработок и т.д., а также большие возможности делиться опытом работы, поднимать животрепещущие темы для обсуждения, задавать коллегам вопросы и т.п. – т.е. предоставляют большие возможности вести неформальное общение.

В качестве примера возьмём «Страничку психолога» https://vk.com/public197934395 в социальной сети Вконтакте, имеющую на данный момент почти 9000 подписчиков. Или вот сообщество (500 подписчиков), организованное педагогами-психологами Всеволожского района Ленинградской области с целью оказания психологической помощи в период самоизолации «Психоантивирус — Сидим дома и помогаем!» https://vk.com/public193716158.

Теперь необходимо остановиться на менее многочисленной, но очень важной группе ресурсов, на которых также приставлена информация по психологическим вопросам безопасности. Это сайты государственных и негосударственных учреждений или центров, объединений профессионалов, целенаправленно занимающихся оказанием психологической помощи и разработкой материалов (методических пособий, памяток, буклетов и т.д.) по проблемам психологической безопасности.

К примеру:

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» является подведомственным учреждением Министерства просвещения Российской Федерации https://fcprc.ru/. На сайте представлены Методические материалы по обеспечению психологической безопасности – адресно – для специалистов, родителей и т.д. Проводятся вебинары по вопросам психологической безопасности, различные мероприятия и т.д.
  • АНО БО «Журавлик» https://zhuravlik.org/index.php: разрабатывает и внедряет социальные программы, направленные на инклюзивное образование, предотвращение травли и создание безопасной среды для детей — как в семье, так и вне её:
  • «Травли NET» — Программа, направленная на предотвращение травли и буллинга в детских учебных учреждениях
  • «Мы против насилия» Программа помощи детям, пострадавшим от насилия, разработка технологий предотвращения насилия в детских домах.
  • Информационный портал о профилактике и лечении интернет-аддикций «Интернет-зависимость» https://netaddiction.ru/, где представлен широкий спектр материалов о различных видах интернет-зависимостей, о том, как выявить, предупредить и вылечить интернет-зависимость и т.д.
  • Страница «Методические материалы по обеспечению психологической безопасности» Муниципального казенного учреждения «Информационно-методический центр» МО Кандалашского района http://mou-imc.ucoz.ru/index/metodicheskie_materialy_po_obespecheniju_psikhologicheskoj_bezopasnosti/0-247 : представлена подборка буклетов по обеспечению психологической безопасности – для психологов ОО, несовершеннолетних, родителей, педагогов. Приведены полезные ссылки на соответствующие сайту и интернет-площадки.

И особо хотелось бы выделить такой важный и, на мой взгляд, необходимый в работе школьного психолога интернет-портал, как сайт Телефона доверия https://telefon-doveria.ru/ , являющийся проектом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информация на сайте распределена по основным разделам «Подросткам», «Взрослым» «Статьи и лайфхаки», «Часто встречающиеся ситуации», «Конкурсы и акции», «Медиа», которые содержат большой объём качественной, подготовленной профессионалами, информации по проблемам психологической безопасности.

Итак, на сегодняшний день в сети Интернет представлен широкий спектр различного рода сайтов и площадок, на которых содержится большой объём информации по вопросам психологической безопасности. Здесь и методические материалы, и аккаунты в социальных сетях, и видео-блоги профессиональных психологов, имеющих большой опыт работы и готовых им поделиться. То, как будет использован этот объём информации, зависит исключительно от самого специалиста, в нашем случае – от школьного педагога-психолога. Если есть желание применить всё это в своей ежедневной работе и практике – найдётся время и возможности для поиска, обобщения и применения необходимой информации: методик, советов специалистов и т.д. Как говорится, бери и делай: находи, пробуй, внедряй, экспериментируй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *