Педагогические аксиомы В. А. Сухомлинского

Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
                                  В. А. Сухомлинский

Уважаемые родители!
Эти высказывания о семье, ребенке, родителях, принадлежат замечательному педагогу-новатору, детскому писателю, ученому, Василию Александровичу Сухомлинскому (1918–1970) . Они были написаны и сказаны более полвека назад, но и сегодня звучат очень современно. Вчитайтесь в них, подумайте, в чем вы согласны с великим педагогом, а в чём, возможно, вам хотелось бы поспорить с ним?

Педагогические аксиомы В. А. Сухомлинского

О добре и зле

Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.
Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.
Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге – для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

О мотивации достижения

Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.
Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.
Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.
Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – радость потребления.

О школе и учителях

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.
Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.
Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

О наказании

Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое гонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.
Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.
Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.
Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

О семье

Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *